Поскольку поставкой шин на отечественный рынок занимаются не только официальные дилеры, но и несчетное количество «серых» импортеров, рыночная конкуренция заставляет последних предпринимать некоторые ходы, позволяющие им конкурировать с легальными поставками.
К самым верным ходам можно отнести продажу устаревших моделей, шин с ликвидационных складов, оверстоков, и, конечно, второсортных шин. Все перечисленные шины продаются и устанавливаются на автомашины исключительно на страх и риск автовладельца.
Поскольку правовая грамотность среднестатистического российского водителя не достигла сколько-нибудь серьезного уровня, это неизменно сходит с рук.
Больше всего шансов внешним осмотром отличить импортную шину с маркировкой RQ (наварная шина). Такая шина должна быть существенно дешевле новой, поскольку не гарантирует сопоставимого с новой эксплуатационного ресурса и качества. Шина имеет повышенный дисбаланс, скрытые внутренние дефекты и порезы. Боковина шины имеет следы восстановления. Формально такая шина никак не может быть названа новой.
Что же касается новых второсортных шин, то их появлению мы должны быть обязаны отделам контроля качества солидных производителей, которые тщательно проводят дефектацию шин, проставляя маркировку. Как правило, такие шины будут называться по-английски «blemished» (с дефектами поверхности, с допускаемыми отклонениями от заданных значений). Иногда их еще называет «blem».
Шины могут иметь внешние дефекты, непровар, дефекты (обрыв) корда. Дефекты выявляются как внешним осмотром, так и рентгеновским контролем. Еще раз повторим — шины носят косметический дефект, но не эксплуатационный. Шины получают маркировку DA (Defective Appearance).
Службы контроля качества шинных фирм тщательно маркируют такие шины, предназначая их для обезличенной продажи (по бросовой цене) или даже утилизации (что менее вероятно). В любом случае, маркировка уже автоматически лишает шины каких-либо гарантийных обязательств со стороны первичного производителя.
Маркировка не имеет стандартизации и производитель не делится официальной информацией на этот счет, что делает дельнейшую судьба шины весьма туманной. Во всяком случае — для российского рынка.
Обычно маркировка производится горячим штампом, но неглубоко. На одном из этапов дефектации шины происходит сошлифовка официальной маркировки соответствия шины международным нормативам (к примеру, маркировки DOT). Шины также маркируются краской — на боковине и ближе к борту. Иногда шину маркируют по внутреннему герметизированному слою.
Индекс DA может иметь буквенно-цифровое расширение, раскрывающее причину дефекта и техническое состояние шины. К примеру, индекс DA/2C означает заведомую сошлифовку маркировки DOT, что делает шину непригодной для экспорта в цивилизованную страну.
Наличие цветовой маркировки, конечно, не смущает ловких отечественных дельцов, поскольку для устранения такого препятствия достаточно ацетона и тряпки.
Последнее время контроль за нелегальными поставками был ужесточен и этот бизнес стал малорентабелен, поэтому встретить поддельные шины становится все сложнее. Тем не менее, пользователю следует знать, с чем он может встретиться на дешевых рынках.
© Текст и фото Владимир Синьков, 2004-2007