Замена легковых шин по гарантии

Информация о промышленных и индустриальных шинах

Как снизить вероятность покупки некачественных шин и что делать, если дефекты проявились после приобретения покрышки?

Современные шины являются довольно сложным изделием, требующим строгого соблюдения технологии изготовления, при нарушении которой появляются дефекты. Наружные изъяны должны отсеиваться производителем, а скрытые — могут проявиться только в процессе шиномонтажа и эксплуатации.

Если внутренние дефекты обнаружить при покупке невозможно, то внешние можно установить при тщательном визуальным осмотре.

Осмотр шин при покупке
Шины должны иметь гладкую поверхность, с четким рисунком протектора, хорошо читаемыми надписями и порядковым номером (при его наличии *). В ГОСТе 4754-97 ** приведен перечень производственных дефектов, которые не допускаются в покрышках.

Шины с такими недостатками не должны поступать в продажу (фото 1-4), и при их наличии необходимо отказаться от приобретения. Если они обнаружены после покупки — шина подлежит обязательной замене (см. ниже).

Показатели внешнего вида шин регламентируются ОСТом 38.04417-86, согласно которому некоторые дефекты внешнего вида допустимы, если они не превышают установленных параметров (фото 5-14).

Обнаружив такие недостатки, все же лучше отказаться от приобретения, поскольку они являются косвенным показателем низкого качества продукции. При выявлении указанных дефектов после покупки обменять шины возможно только в том случае, если они не были в эксплуатации.

Нормативных документов на шипованные шины пока нет, но лучше не приобретать такие покрышки с дефектами, показанными на фото 15.

При оплате шин
Возьмите в магазине кассовый и товарный чеки, в последний желательно занести порядковые номера всех шин. В случае предъявления претензий это поможет доказать, где именно куплены шины, а при проведении экспертизы исключит возможность подмены покрышки.

После покупки
Желательно не затягивать с монтажем и балансировкой шин. Хорошо, если магазин имеет собственный шиномонтажный пункт, что упростит процедуру замены брака.

После монтажа и накачки шины надо осмотреть и убедиться в отсутствии дефектов, которые могут появиться под давлением — вздутия (грыжи, фото 1) или перетяжки (фото 16).

Колеса***, на которые смонтированы шины, должны иметь правильную геометрию (табл. 1). В большинстве шиномонтажных мастерских нет оборудования для замера биений. Но опытный персонал может приблизительно определить на глаз заметное превышение допустимых значений и сказать об этом владельцу.

Желательно, чтобы колесо центрировалось (крепилось) на балансировочном станке по крепежным отверстиям. При вращении радиальные и боковые биения поверхностей шины не должны превышать значений, указанных в табл. 2. Если они больше — это заводской дефект.

Если для уравновешивания требуется установка грузиков большего веса, чем допускает ГОСТ (табл. 3), — шина дефектная, о чем мастер обязательно скажет владельцу.

Свое влияние на дисбаланс оказывает и колесо — иногда перестановка шины на ободе может снизить величину неуравновешенности.

Попросите после балансировки переставить колесо в сборе с шиной на станке. При новой установке не должно возникать дисбаланса. В противном случае — центровка на стенде осуществлена неправильно, поэтому неуравновешенность осталась.

Если в процессе шиномонтажа и балансировки были выявлены дефекты шины, необходимо попросить в мастерской какой-либо документ (например, справку), подтверждающий это, и затем предъявить претензии магазину (см. ниже).

После установки шин на автомобиль
Необходимо обратить внимание на перечисленные ниже моменты, появление которых после установки новых шин может указывать на их заводской брак.

Вибрации на руле.
Возникают из-за дисбаланса или силовой неоднородности **** шин. Попробуйте произвести балансировку в другой мастерской, но при этом потребуйте центрирования колеса на стенде по крепежным отверстиям. Если после повторной балансировки вибрации не исчезли, то, скорее всего, это связано с силовой неоднородностью — производственным дефектом.

Увод автомобиля в сторону.
Если давление в шинах одинаковое, то увод может быть вызван заводским браком — смещением брекера (эффект конуса). Чтобы определить, какая шина дефектная, необходимо поменять переднее колесо на заведомо качественное. Если увод изменился — виновато колесо, которое раньше стояло спереди. Если увод остался, необходимо проделать то же самое с колесами другой стороны.

Потеря давления.
Если вентиль исправен, то утечка, вероятнее всего, происходит по борту бескамерной шины, в чем можно убедиться, опустив колесо в воду. Если бортовые закраины обода не имеют следов коррозии и деформации, значит потеря давления связана с заводским браком покрышки.

Эксплуатация шин
Чтобы не возникали дефекты шин и не снижался их ресурс, необходимо соблюдать следующие правила:

  • поддерживать и проверять каждую неделю рекомендованное автопроизводителем давление. Его снижение может происходить не только из-за утечек, но и при понижении температуры окружающего воздуха;
  • не перегружать автомобиль, груз размещать равномерно, чтобы не превышать нагрузку на часть колес. С этой же целью необходимо надежно закреплять груз во избежание его смещения;
  • избегать резких ударов шин об острые предметы;
  • при появлении неравномерного износа-устранить причину (неисправность амортизаторов, неправильные углы установки колес и т. п.);
  • цепи противоскольжения подбирать по размеру и использовать только для преодоления труднопроходимых участков;
  • избегать пробуксовки колес при трогании с места;
  • при появлении увода автомобиля в сторону выяснить и устранить причину (разное давление в шинах, нарушены углы установки колес, подтормаживание одного из них и т. п.).

Если дефекты появились в результате неправильной эксплуатации, то гарантия на шины не распространяется и предъявлять претензии продавцу бесполезно. Эксперты установят, что дефект эксплуатационный, и стоимость проведения экспертизы придется оплачивать потребителю (владельцу шин).

Производственные дефекты могут проявиться не сразу, а после определенного пробега. Наиболее распространенные — местное отслоение протектора, трещины по канавке, перетяжки (фото 16). Но определить, действительно ли дефект производственный или эксплуатационный, сможет только экспертиза. В последнем случае ее будет оплачивать владелец шины.

Гарантийные обязательства на шины
Согласно ГОСТу 4754-97 гарантийный срок службы шин составляет пять лет с даты их изготовления или до предельного износа рисунка протектора. В течение этого срока производитель гарантирует отсутствие производственных дефектов и работоспособность шин при соблюдении правил транспортировки, хранения (относится к продавцу) и эксплуатации (см. выше).

Предъявление претензий по качеству шин
При выявлении дефектов необходимо обратиться в магазин, продавший шину. Согласно статье 18 закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель) обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара*****, в которой вправе участвовать потребитель (покупатель). Если он не согласен с результатами проверки — продавец обязан провести экспертизу за свой счет.

Во многих магазинах при явном заводском браке (например, чрезмерном дисбалансе) могут заменить шину без лишней волокиты.

Если магазин не идет навстречу владельцу, тогда следует написать заявление в двух экземплярах на имя директора магазина, в котором указать:

  • дату приобретения шин в данном магазине;
  • выявленные недостатки;
  • требования к магазину — заменить шину или вернуть деньги.

Заявление вручают представителю администрации магазина, менеджеру или продавцу. На втором экземпляре, который остается у покупателя, лицо, принявшее заявление, должно поставить число, подпись и печать или штамп. Если последних не имеется, желательно, чтобы фамилия лица, принявшего заявление, была написана полностью.

В случае отказа представителей магазина принять заявление необходимо отправить его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сроки рассмотрения магазином заявления:

  • 7 дней в случае замены шины;
  • 10 дней в случае возврата денег (расторжения договора купли-продажи);
  • 20 дней, если магазин сочтет необходимым проведение проверки качества товара.

Если по истечении этих сроков магазин не присылает ответа, в котором должно быть указано решение удовлетворить требование владельца или отказать ему, нужно позвонить в магазин и поинтересоваться судьбой вашего заявления, поскольку задержка может быть связана с работой почты. Желательно присутствовать на проверке качества шин, причем если она не имеет порядкового номера, то, перед тем как сдать ее в магазин, необходимо покрышку пометить (например, краской) во избежание подмены на заведомо исправную шину.

Если магазин молчит, можно обратиться с заявлением (см. пример) в Госторгинспекцию, Управу или территориальное управление Антимонопольного комитета по Москве и Московской области. Они рассматривают вопрос, как правило, в течение месяца. Если вышеназванные организации приняли отрицательное решение по вашим требованиям, следующая инстанция — суд. Необходимо учитывать, что судебное разбирательство отнимает много сил и времени и определить для себя, стоит ли этим заниматься.


* ГОСТ 4754-97 требует обязательного нанесения порядкового номера на шину, но некоторые заводы этого не делают.

** «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия.»

*** В обиходе — колесные диски.

**** Жесткость шины неравномерна по ее окружности, и
при качении значительно изменяются возникающие в
ней радиальная или боковая силы.

***** Проводится сотрудниками магазина, которые обладают необходимой квалификацией. В случае отсутствия таких специалистов, магазин должен прибегнуть к помощи сторонней (экспертной) организации.


Пример заявления в Госторгинспекцию

Начальнику Государственной инспекции
по торговле, качеству товаров
и защите прав потребителей

От Петрова Петра Петровича,
проживающего по адресу:

ЗАЯВЛЕНИЕ

00.00.00 г. я заключил с ООО «ХХХ» договор розничной купли-продажи двух шин марки ХХХ 165/70R13. За данный товар я заплатил 1500 рублей, что подтверждается кассовым чеком от 00.00.00 . Таким образом, свои обязательства по договору я выполнил надлежащим образом.
В соответствии со ст. 4 закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, стандартам либо обычно предъявляемым требованиям к такому виду товаров.
Однако при балансировке в товаре выявились следующие недостатки: дисбаланс одной шины составляет 80 г на каждую сторону.

Данный факт подтверждается актом от 00.00.00 г., подписанным Мироновым Мироном Мироновичем (при наличии данного акта).
В соответствии со ст. 503 ГК РФ, п. 1 ст. 18 закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатка в купленном товаре вправе потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков, а также полного возмещения убытков;
  • соразмерного уменьшения стоимости товара;
  • замены некачественного товара на аналогичный товар такой же марки (модели,
    артикула);
  • замены некачественного товара на товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом стоимости;
  • расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар суммы.
  • Данные требования потребитель вправе предъявить к продавцу или к изготовителю некачественного товара, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока.

00.00.00 г. представителям ООО «ХХХ» было заявлено требование о замене шины. Однако до сегодняшнего дня мое требование не удовлетворено.
Мои попытки урегулировать с ООО «ХХХ» возникшие проблемы не привели ни к какому результату.
В соответствии с вышеизложенным и руководствуясь ст. 40, 41, 42, 43 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», прошу Вас: провести проверку ООО «ХХХ» на предмет соответствия его деятельности требованиям, установленным законодательством о защите прав потребителей в Российской Федерации, и иным нормативным правовым актам и применить необходимые санкции, а также оказать содействие в урегулировании конфликта.

Источник — «Полезные страницы», 2003, выпуск 13, стр. 247
OCR — Владимир Синьков, 2003