Шины для грузовиков: классификация, отличия шин, типоразмеры
Есть в российском трофическом календаре гонки, на которые нужна специально подготовленная техника. К примеру, «Ладога», или «Вогульские дебри» под Екатеринбургом, или, опять-таки, питерский «Вепсский лес». Эта техника только внешне похожа на ту, что продают дилеры. А иногда и внешне она другая. Вот «Аут» Олега Мареева, победителя трофи-рейда «Ладога-2007»...
Экипаж Алексей Романов и Олег Мареев на «коротких» Can-Am Outlander 800 объехали и мега-опытных финских гонщиков, и хорошо подготовленных прибалтов. Это у них получилось на специально подготовленном «Ауте»... Строить трофический квадр приступили еще весной, используя опыт других и собственные наработки прошлых лет. Сначала изменили геометрию передка — уменьшили его свес. Заводской Outlander, бесспорно, хорош своим дизайном роботов-трансформеров, но на трассе, утыканной траншеями и канавами, его передок имеет склонность работать «бульдозером». Всю пластмассу сняли, а радиатор перенесли наверх и положили практически горизонтально. Одним махом решили две задачи. Во-первых, убрали свес, и теперь колеса «обгоняют» габарит квадра. Во-вторых, перенос радиатора частично решил проблему перегревания, потому как в штатном месте решетка быстро забивалась грязью и мотор «закипал». Понятно, что кипят все квадрики, катающиеся в трофи, потому как ни один завод-изготовитель не закладывал в расчеты такой безжалостный режим эксплуатации. Например: 7 часов непрерывной колеи — это по липкой глине практически все время на высоких оборотах со скоростью 3-5 километров в час. Потому в дополнение к одному штатному вентилятору, работающему на вытяжку, добавили другой с обратной стороны и включили его на нагнетание. Включение сделали принудительным, и перед серьезными «трудностями», такими, как болото или глина, его включают заранее, чтобы мотор работал в комфортном температурном режиме. Кстати, о переделке передка: ни один заводской элемент не пострадал — вся обшивка может вернуться на место и восстановить заводской антураж.
После передка серьезно занялись колесами. Как показала практика, для серьезного трофи-рейда оптимальным является 28-й размер колес. Он же максимально разрешенный по регламенту гонок. 30-й немного выигрывает при преодолении рек, потому как «Аут» лучше плавает. Но минус в том, что руль становится менее информативным и существенно тяжелей. Потому 28 это оптимально! Плюс обязательно бэдлоки — приспособления для жесткой механической фиксации покрышки к диску. По сути, шина практически привинчена к диску, и риск разбортировать колесо снивелирован. Бэдлоки нужны как с внешней стороны, так для надежности и с внутренней стороны диска.
Подвеска в квадроцикле самый неожиданный объект для подготовки. Вроде как гонка не шоссейная и на амортиках хочется скроить, но это лишь на первый взгляд. Все лесные дорожки и проселки коварны хаотичным сочетанием кочек, ям, камней и других препятствий. На хорошей подвеске их можно проходить ходом, а это существенный выигрыш у соперников по гонке. Но подвеска должна быть очень правильной, в противном случае лежать в кустах! Хода не будет... На «Аут» ребята поставили амортики и демпфер руля голландской компании WP Suspension. После трофического сезона-2007 они единодушны в правильности выбора — может, и есть амортики лучше, но с этими проблем не было. Вопрос скоростного прохождения «пересеченки» был решен. В болоте они, конечно же, не помогут, но до него еще надо доехать. Без хорошей лебедки в трофи это как без одежды или еще хуже. Олег Мареев на свой «Аут» поставил две. WARN 3000 XT спереди и 2500 сзади. Задняя лебедка вопрос спорный во всех тусовках трофи-райдеров. Лишний вес! Аргумент Олега имеет место быть — дополнительный вес лебедки 7 килограммов, и относительно даже грязи, которой обрастает квадрик во время рейда, эта цифра нивелируется. А ситуаций, когда она нужна, шквал. И речь не только в эвакуации из болота, но и движение по склонам, и в широком перечне внештатных ситуаций. К примеру, опрокинулся квадрик так, что не поднять, а к передней лебедке не подобраться, выручит задняя... Управление передней — дистанционное. Радио. Очень удобно, потому как одна рука помогает квадрику ручкой газа, а другая управляет лебедкой. Безопасно еще тем, что иногда лучше отойти в сторонку, чтобы квадрик «не пришел»... Пульт дистанционного управления показал себя вполне надежным. Минус один — теряется. Управление задней лебедкой — проводная дистанция. Крепится сзади, но так, чтобы, сидя на квадрике, можно было до него дотянуться. Да, забыл. Трос передний лебедки — кевлар. Задней — стальной. Причин множество, здесь и уход, и надежность, и разница в эксплуатации.
Свет в ночном трофи-рейде это третий фактор успеха, после колес и подвески, конечно, при условии, что квадрик нормальный. Сегодня идеальным является ксенон с герметичным блоком. Желательно не выносным, а в корпусе фары. Светотехника этого «Аута» не является идеальной и будет меняться.
Шноркелями (устройства, повышающие уровень забора воздуха инжектора и вентиляции вариатора) Олег, в отличие от Алексея, не занимался в надежде на положительную плавучесть квадра на огромных колесах, но иногда они все же выручают. Особенно когда «глубина нахлынет неожиданно»! Мелочи иногда важнее основополагающих вещей. Самый востребованный агрегат на трофи это насос. В то же время компрессор с хорошей воздухоподачей самый неудобный элемент сумки или кофра, тяжелый и угловатый. Совершив такое умозаключение, Олег Мареев прикрепил свой насос стационарно в специальном защищенном кофре. В результате на каждой стоянке к нему очередь из желающих подкачать... Это минус. Из полезных совсем мелочей — отвертка и нож, в специальном чехле и всегда под рукой.
А теперь пару слов о том, как все это рулится. Боевой «Аут» получился большим и тяжелым. Если в полной экипировке. Но вы видели Олега Мареева? Это далеко не маленький человек, и управляется он своей короткой «восьмисоткой» так, как будто под ним компактный Outlander 400... Мне было слегка тяжелей, особенно на затыканной поворотами лесной дорожке. Весьма труднее рулится, нежели «Аут» на стоковой резине, не совсем понятна прелесть супертюнинговой подвески... Но это до той поры, пока не вкатился. Потом приходит понимание... Вся шутка в том, что на этой клепаной и переклепанной машине нельзя делать только одно — ездить медленно.
Надо просто решиться — вдавить «в пол» и понестись по вот этой раздолбанной лесовозной дороге. И как по мановению волшебной палочки она становится подозрительно ровной, руль вертится непонятно как податливо, и остается только следить за тем, чтобы не словить встречного квадроциклиста. Другого риска
нет. Хорошо, что тормоза у «Аута» стоковые — то, что надо!
Редакция благодарит Олега Мареева за предоставленный на тест специальный квадроцикл Can-Am Outlander 800. Отдельное спасибо Ирине Мареевой.
Текст: Сергей Кубанов
Фото: Дмитрий Федоров
RedSleds, 2007 № 5 (октябрь-ноябрь)
ORC: Владимир Синьков
PS:
В модернизации квадроцикла использованы шины D-932 Swamp Witch TL
и стальные диски Starco