18.04.2023
Логистика
Ставки фрахта на контейнерные перевозки по долгосрочным контрактам показали рекордное снижение в январе 2023 года, после чего замедлили свое падение
Ставки фрахта на контейнерные перевозки по долгосрочным контрактам показали рекордное снижение в январе 2023 года, сократившись на 13,3% по сравнению с декабрем предыдущего года. Такие данные приводятся в обзоре аналитической компании Xeneta (Швеция). Отмечается, что ставки пали пятый месяц подряд.
Спрос в мире упал, заторы на инфраструктуре смягчились, мощности доступны, а макроэкономическая и геополитическая ситуация, мягко говоря, сложная, в результате всего этого цены схлопнулись и снижаются по спирали с конца лета 2022 года. По мнению аналитика, стабилизировать рынок поможет лишь удаление с рынка излишнего тоннажа. Несмотря на снижение ставок, они все еще существенно выше допандемических, отмечается в обзоре.
Сейчас ставки фрахта на морские перевозки контейнеров в мире замедлили свое падение, говорится в обзоре шведской аналитической компании Xeneta. За февраль 2023 года ставки сократились лишь на 1% при падении на 13,3% в январе. Даже при текущей нисходящей траектории глобальный XSI остается на 43% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И если сравнивать с январем 2020 года, то ставки выросли на 207,7%».
При этом наблюдается рост доступности фрахта контейнеровозов для российских компаний. «По сравнению с первым кварталом 2022 года доступ на внешний рынок для российских операторов ограничился, но полностью не закрылся,— говорит директор по стратегии и развитию FESCO Максим Шишков.— Остаются возможности по фрахтованию и покупке судов. Это видно и по активности FESCO, и по количеству новых игроков из России на этом рынке». Как отмечают в ГК «Дело», наблюдается снижение ставок фрахта и, как следствие, рост доступности контейнеровозов. «Российский рынок морских контейнерных перевозок постепенно становится более конкурентным,— отмечают там.— Ставки фрахта в направлении российских портов остаются выше среднемирового уровня».
Рынок каучука
ЕС после долгих колебаний запретил импорт российского каучука, технического углерода, асфальта и битума. В первых двух случаях санкции вступят в силу с середины 2024 года, а до этого срока возможен ввоз по квотам, которые по каучуку примерно вдвое больше реальных текущих поставок. Экспорт российского битума в ЕС, составлявший порядка 6% от его выпуска в РФ, практически прекратился еще в 2022 году.
Крупнейшим производителем синтетических каучуков в России является входящий в СИБУР «Нижнекамскнефтехим» мощностью более 700 тыс. тонн продукции в год. Помимо этого, компания владеет заводом «Воронежсинтезкаучук» мощностью более 220 тыс. тонн каучуков в год. Третий крупный завод — «Тольяттикаучук» (более 200 тыс. тонн в год) принадлежит «Татнефти».
Согласно прогнозам, в течение прогнозируемого периода до 2027 года, мировое производство натурального каучука будет расти в среднем на 5,0% в год. Ожидается, что рост автомобильного рынка в разных странах увеличит спрос на продукцию из натурального каучука. Рост спроса на изделия из латекса, такие как катетеры, перчатки и ремни, также является фактором, который, вероятно, будет способствовать росту рынка каучука.
Растущий спрос на натуральный каучук в Китае способствует росту рынка. Китай является крупнейшим в мире импортером и потребителем натурального каучука, ежегодно потребляя около 40% от общего объема мирового производства. Китай, являющийся одним из трех крупнейших производителей автомобилей в мире, растущий рост автомобильной промышленности привел к увеличению спроса на натуральный каучук.
Текущие проблемы рынка металлов
По оценкам Eurometaux, затраты производителей на электроэнергию и газ в этом году более чем в десять раз превышают прошлогодние значения и примерно в 12 раз — средние показатели за предыдущее десятилетие. Результатом стала приостановка и закрытие ряда заводов — так, в последние 12 месяцев Европа сократила свои мощности по производству алюминия и цинка примерно на 50%. Такая же проблема коснулась производителей других металлов,
При этом спрос на цветные металлы не будет снижаться, и, вероятно, рынок цветных металлов может войти в новую фазу роста. Дополнительным стимулом может стать и открытие экономики Китая.